О сложности в понимании гегелевской «Науки логики»

Гегель. Наука логики. - М.: Изд-во «Мысль,1998.-1072с. – (Классическая философская мысль)

Гегель «просит читателя  быть …снисходительным»… извиняется за «… трудности предмета самого по себе, а затем и его изложения,…» С.Н.Труфанов  совершенно ложно  это объясняет, искажая самого Гегеля, по причине его непонимания. Якобы  «утеряно понимание её основной идеи» « Стр. 10.Наука логики Гегеля в доступном изложении: учебное пособие. – Самара: Парус, 1999-187с. Автор так и не вспомнил, в чем заключалась эта идея. Хотя в ведении Гегель  это предельно ясно излагает.

ЛАС
Первая трудность
в понимании «Науки логики» связана  с расширением объема логики
Понятно, что без «Феноменологии духа» «Науку логики» понять трудно. Предпосылками понимания является выводы из  история философии, в частности необходимость  монизма (против дуализма Канта) и материализма (содержание объекта – основа), что,  казалось бы, парадоксально  для самого Гегеля, которого от непонимания считают идеалистом.
Необходимость эволюции объективных форм мышления  является мышление  в бесконечных понятиях, последнему и посвящается «Наука логики». Об этом пишет сам Гегель в предисловии  к первому изданию.
8 в
«…необходимость расширить объем логики (ЛАС: см. Ильенков), взятой самой по себе, побудила меня  выпустить её в свет отдельно; она, таким образом, составляет… первое продолжение  « Феноменологии духа»». Однако, что там Труфанов, сам великий философ  Ильенков пишет о другом, комментируя Гегеля о необходимости  расширении объема логики, что правда, но не истина. //Диалектическая логика: исторический экскурс… Идея в другом, ранее логика отражала только конечные понятия, а задача стоит более сложная - отразить в логике философскую бесконечность, или мышление в бесконечных понятиях. Напомним основную идею «Феноменологии духа».
МИБ:
мышление развивается поступательно по спирали:

1. Мышление в конечных восприятиях.
2. Мышление в бесконечных восприятиях.
3. Мышление в конечных представлениях.
4. Мышление в бесконечных представлениях.
5. Мышление в конечных понятиях.
6. Мышление в бесконечных понятиях.
Расширение объема логики,  осуществленный Гегелем, и есть переход с пятого на шестой уровень.

Вторая трудность
в понимании «Науки логики» связана с пониманием  «бесконечности» в философии

Трудность понимания «Науки логики» с вязана с пониманием  БЕСКОНЕЧНОСТИ. Гегель здесь, по сути, первопроходец, так как математическая бесконечность давно известна, но  никакого отношения не имеет к бесконечности в философии. Гегель оценивает  бесконечность как КОНКРЕТНОЕ понятие. Конкретное это метакатегория в философии Гегеля (Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» Поэтому 100 страниц в ведении «Истории философии» посвящает различию мнения и мысли, только мысль выражает конкретное. Исходя из этого, главным принципом познания  бесконечного понятия стал принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Добавим по поводу «бесконечности» из Гегеля:
12 В.
…то, что известно, ещё не есть поэтому познанное; между тем требование продолжать  заниматься тем, что уже известно, может даже вывести из терпения, а что более известно, чем определения мысли, которые мы используем повсюду, которые мы произносим в каждом предложении».
Таким образом «Наука логики», есть логика одного бесконечного понятия.

Третья трудность
в понимании «Науки логики» в гегелевской особенности  понимания истины.

Так как логика есть философия, поэтому её интересует только одно - ИСТИНА.  Наиболее близко  из истории философии к  пониманию  истины подошёл Б.Спиноза, но его субстанция мертва, статична. Решение проблемы Гегель нашёл в методе единства СУБЪЕКТА и ОБЪЕКТА, в конкретном тождестве противоположностей, в тождестве понятия и содержания объекта, в тождестве мышления и бытия, в тождестве субъективной (бесконечное понятие) и объективной логики (единство бытия и сущности)
35с
«…метод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания»…
6
«Только природа содержания может быть тем, что развёртывается в научном познании, причем именно лишь эта собственная рефлексия содержания полагает и порождает само определенное содержание».
Из гносеологии известно, что истина ни в субъекте (мышление) и ни в объекте (содержание предмета), а в  единстве этих противоположностей. Так как мышление есть  «осознание формы самодвижения содержания», а определенное содержание порождается как «собственная рефлексия содержания», т.е. сам объект превращается в субъект движения, а мышление адекватно это отражает. Такие противоречивые объекты М. Белоногов и В.Белл назвали ДИАЛЕКТИЧЕСКИМИ, отразить такие объекты может только бесконечное понятие.
Четвёртая  трудность
в понимании «Науки логики» связана с пониманием её основного закона, закона создания энциклопедии нового типа.

Основной закон диалектической логики есть конкретизация принципа восхождения от абстрактного к конкретному.
Основной закон формальной логики – обратная связь между объемом и содержанием понятия.
Основной закон диалектической логики – прямая связь между объемом и содержанием бесконечного понятия.
В формальной логике объем, и содержание являются широко известными категориями. В диалектической логике особенность: там рассматривается  СОДЕРЖАНИЕ  одного и того же БЕСКОНЕЧНОГО понятия согласно методу, который  есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания.
Формы самодвижения есть последовательность выводящих друг из друга категорий логики. Объем бесконечного понятия отражает количество категорий диалектики, а содержание есть совокупность содержания  всех категорий, или, по принципу восхождения от абстрактного к конкретному,  есть  содержание последней категории.
Связь между объемом и содержанием прямая: больше категорий - богаче содержание понятия.
Сложность понимания «Науки логики» определяется нарушением дисциплины мысли, чтобы понимать прочитанное, необходимо держать в памяти всё прошлое  содержание, рассмотренное ранее.
07.08.13.
Л. Санталов (ЛАС)

Share this post for your friends:
Friend me:

О сложности в понимании гегелевской «Науки логики»: 20 комментариев

  1. Гегель жестоко ошибался. нет бесконечного, как нет и безначального (случайного). Есть - БЕЗМЕРНОЕ,

    • ..ну да и еще нет безналичного..
      бесконечное-это всего лишь термин понятия, вложивших в себя определенный набор смыслов..он может и должен переосмысливаться, как и любое понятие-в этом и заключается развитие мышления..
      терминология-это всего лишь форма..при чем только языковая форма выражения понятия..
      с таким же успехом можно выразить такое же понятие в любой другой форме..спеть, сплясать..или испечь булочку..
      но любая из форм будет не просто субъективна,но и ложной, т.к. даже для субъективного мышления еще нет всех возможностей выражения..
      т.е даже выражение в словесной форме..это лишь одна из ног слона-для тех самых слепцов..
      собственно из этого недостатка выражения форм и родилась аксиоматика..и это правомерно- не объяснять, как в мышлении человек приходит к заключению..или выводу- а просто выдавать на гора- аксиому..
      это не плохо и не хорошо-это скорее недостаток человека в части выражения..ну как недостаток в части бега, прыжков..или плавания под водой..и рытья нор..
      потому человеку вполне естественно передать этот недостаток помощнику- машине-дуре-выразится уже в своей нечеловеческой форме- и человеку уже будет легче осмысливать формы а не реальность..

  2. Сложность понимания «Науки логики» определяется нарушением дисциплины мысли, чтобы понимать прочитанное, необходимо держать в памяти всё прошлое содержание, рассмотренное ранее.
    ==========================================
    И не просто держать.
    Новая категория существенно изменяет рассмотренные ранее.

    • вовсе не нужно держать в голове всё прочитанное..
      когда есть понимание предмета- то сформирован вектор, по которому следует двигаться..
      никто же не помнит досконально букварь..достаточно алфавита и понимания того, как складывают слова..-и есть вектор-умение читать и писАть..

  3. «Только природа содержания может быть тем, что развёртывается в научном познании, причем именно лишь эта собственная рефлексия содержания полагает и порождает само определенное содержание».
    Из гносеологии известно, что истина ни в субъекте (мышление) и ни в объекте (содержание предмета), а в единстве этих противоположностей. Так как мышление есть «осознание формы самодвижения содержания», а определенное содержание порождается как «собственная рефлексия содержания», т.е. сам объект превращается в субъект движения, а мышление адекватно это отражает. Такие противоречивые объекты М. Белоногов и В.Белл назвали ДИАЛЕКТИЧЕСКИМИ, отразить такие объекты может только бесконечное понятие.
    -------------------------------------------------------------------------------
    с этим тезисом абсолютно несогласна!
    объекты не могут быть диалектическими по определению- ибо не могут иметь противоречия..если что-либо имеет еще неразрешенные противоречия-не может являться объектом, по крайней мере с точки зрения объективной логики..
    объекты могут между собой противостоять, взаимодействовать..но никак не могут иметь противоречий- и потому не могут быть противоречивыми..
    объекты воспринимаемые человеком, на уровне чувств, рефлексии- очевидно подчиняются в осознании человека законам природы..
    но при осознании человеком на уровне рациональном, разумном, т.е. человеческом- объекты осознаются законам рациональности- человеческим..
    тут я следую лишь логике!
    потому либо МИБ ошибается- либо плохо объяснил о чем это..

  4. само по себе мышление- не является объектом,-это лишь проявление объективной сущности..формой этой сущности- человеком..
    как форма , так и проявления и сущности и формы могут изменяться- т.к. субъективны..сущность- абсолютна и неизменна-объективна..и она формирует объект..и как не имеют противоречий сути..так не имеют противоречий между собой, созданные ими объекты- я так понимаю Гегеля.

  5. Основной закон диалектической логики – прямая связь между объемом и содержанием бесконечного понятия.
    --------------------------------------------------
    тут я также не согласна с такой формулировкой..
    понятия объем и содержание- уже конечны, т.к. требуют измерения, представления..а значит конечности..
    к бесконечному понятию действительно более подходит формулировка- единство противоположностей...борьба противоположностей..-эти понятия не требуют измерения- они абсолютны- ибо они либо есть-либо нет..т.е. как понятия они только противостоят друг другу- но не требуют своей конечности..тоже самое касается и прямой или обратной связи-эти понятия относительны, но в силу их относительности- они конечны..как к примеру время..
    объективные, а значит диалектические понятия не могут быть ни конечны, ни относительны..

  6. Попов :"Гегель жестоко ошибался. нет бесконечного, как нет и безначального (случайного). Есть – БЕЗМЕРНОЕ",
    ===========================================
    ЛАС:Аргументы? Спекуляция в единстве конечного и бес-КОНЕЧНОГО. У Вас спекуляция безмерного и мерного?

  7. Сложность понимания «Науки логики» определяется нарушением дисциплины мысли, чтобы понимать прочитанное, необходимо держать в памяти всё прошлое содержание, рассмотренное ранее.
    ==========================================
    И не просто держать.
    Новая категория существенно изменяет рассмотренные ранее.
    ЛАС. Женя проясни? У Гегеля снежный ком категорий. Как категория "Граница" может изменить категорию "становление"? Там "Восхождение от абстрактного к конкретному" , а не наоборот.

  8. маори on 8 Август 2013 at 20:16 said:

    Прочитал. Понимаю больше , чем раньше. Уже хорошо.
    ЛАС.
    Согласен, сам также стал больше понимать.
    PS
    Не в курсе, что КПРФ думает по поводу форума? В секту превратилась?

  9. Светлана А. on 8 Август 2013 at 16:54 said:

    вовсе не нужно держать в голове всё прочитанное..
    когда есть понимание предмета- то сформирован вектор, по которому следует двигаться..
    никто же не помнит досконально букварь..достаточно алфавита и понимания того, как складывают слова..-и есть вектор-умение читать и писАть..
    =============================================
    ЛАС: В "Науке логики" это не катит. Спекуляции не получится. Как можно ту же ГРАНИЦУ ( стр. 117), понять без ОПРЕДЕЛЕННОСТИ (стр.99), если определение "границы" начинается с ОПРЕДЕЛЕННОСТИ? И так от начала и до конца. Знать предмет, объект и метод , что хотя и тождественно, едино ( S=О), но далеко недостаточно для реализации основного закона диалектической логики.

  10. И не просто держать.
    Новая категория существенно изменяет рассмотренные ранее.
    ЛАС. Женя проясни? У Гегеля снежный ком категорий. Как категория “Граница” может изменить категорию “становление”? Там “Восхождение от абстрактного к конкретному” , а не наоборот.
    Добавлю. Есть один случай в единстве индукции и дедукции, делают первую индукцию, чтобы определить начало, самую тощую по содержанию абстракцию, а дальше от этого начала идет восхождение от абстрактного к конкретному,т.е. дедукция. Но последнее есть разумное конкретное, а первое чувственное конкретное , т.е. многообразие без единства. Извини,без комментариев.

  11. Попов :”Гегель жестоко ошибался. нет бесконечного, как нет и безначального (случайного). Есть – БЕЗМЕРНОЕ”,
    ===========================================
    ЛАС:Аргументы? Спекуляция в единстве конечного и бес-КОНЕЧНОГО. У Вас спекуляция безмерного и мерного?
    Добавлю. Как я полагаю, по-Гегелю, если конечное есть определение мысли в сфере качества, то мера намного СЛОЖНЕЕ так как есть единство качества и количества.
    Гегель больше прав, чтобы понять "сложнятину" философского бесконечного надо его сопоставить с простым "конечным", а не сложным - "мерой". Ну если у Вас мозгов больше чем у Гегеля, творите, разверните содержание движения, как безмерное соотносится с мерным.

  12. Попову.
    Заметим что и “конечное” есть тоже сложное, но мера намного, в разы сложнее конечного..
    Извиняюсь. Понял откуда ветер дует. Но и в сфере меры как единстве количественной и качественной истинной бесконечности , речь может идти об ИСТИННОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ. Хотя вопрос остаётся открытым. Нужен комментарий МИБа. Сам же в деталях этот вопрос не проработал. Но традиция сохраняется размышлять о конечном и бесконечном.

    Исходный тезис:
    Таким образом, истинная бесконечность у Гегеля оказывается разнородной, и до построения единого понятия, в содержании которого были бы отображены «в снятом виде» наиболее общие черты различных форм проявления бесконечности реального мира, он не доходит.

    Однако в учении Гегеля содержатся некоторые чрезвычайно ценные мысли о связи категории бесконечное с категорией меры, в которых намечаются контуры более глубокой концепции бесконечности, объединяющей качественную и количественную бесконечность в едином понятии. Так, Гегель писал, что астрономия «достойна изумления не из-за... количественной бесконечности, а напротив, в силу тех отношений меры и законов, которые разум познает... и которые составляют разумное бесконечное...» 178. Хотя Гегель при этом не замечал, что подобного изучения достойна не только астрономия, но и любая другая наука.

    Гегель, по существу, вплотную подходит к тому, чтобы преодолеть односторонность качественной и количественной бесконечности в представлении о бесконечности отношений меры. Но логика умозрительной конструкции, которой руководствуется Гегель, требует от него, чтобы отношения меры анализировались на уровне бытия, а не на уровне сущности. Диалектику конечного и бесконечного в отношениях меры Гегель раскрывает поэтому с точки зрения противоположности между мерой и безмерным, без обращения к понятиям потенциального и актуального.

    Приближаясь к синтезу противоположных определений бесконечного в учении об «узловой линии отношений меры», Гегель так и не сделал решающего шага, связанного с истолкованием понятия истинной бесконечности не только в качественном и количественном планах, но и в смысле определения отношений меры, с созданием представления о бесконечности мер, объединяющего в единое целое истинную бесконечность в сфере качества с истинной бесконечностью в сфере количества.

  13. Михаил, Тезис из книги:
    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
    КИЕВ • 1982

    КОНЕЧНОЕ и БЕСКОНЕЧНОЕ

    «НАУКОВА ДУМКА»

    Для научных работников, преподавателей, студентов вузов.

    Авторы

    Ф. И. Гаркавенко, Р. В. Гарковенко, Т. А. Горолевич, В. А. Звиглянич, А. С. Кармин, В. В. Кизима, Б. И. Конвай, В. М. Ничик, И. В. Огородник, М. А. Парнюк, В. А. Рыжко

    Редакционная коллегия

    М. А. Парнюк (ответственный редактор), В. В. Кизима, И. В. Огородник, В. А. Рыжко

    Рецензенты

    Н. В. Дученко, Н. И. Мельникова, Ю. Г. Пономаренко, В. И. Солдатов

  14. Зацепила мысль о безмерном. Если мера единство количества и качества, Но как в качестве, так и в количестве есть бесконечность. Т.е. Безмерное получается как бесконечность в квадрате, или бесконечность бесконечности. Пока для себя оставлю бесконечность как " вещь - в-себе", а безмерность есть бесконечность как "вещь - для -себя". Бесконечность и есть принцип субстанции " принцип "замыкания на себя" , или, " вещь для себя".

  15. Вопрос всем от ЛАСа, надеюсь, что МИБ найдёт время ответить. В научной теории три узловые категории: явление, сущность и субстанция ( МГУ). Под субстанцией следует понимать БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ. отражающее ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ. На форуме КПРФ доказывал, что субстанцией социализма ГМС в противоположность ГМК. При чтении материалов ПЛОТНИКА , у меня возникли сомнения в субстанции социализма. Возникла мысль, что в статусе субстанции социализма больше подходит КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, основным содержанием которой является СНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ (теория отчуждения). Вопрос, как соотносятся узловые категории науки (явление, сущность, субстанция) с фундаментальными основами социализма: ГМС, коммунистическая революция, снятие отчуждения?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>