В.Белл о родовых потребностях общества

В прошлом посте мы отметили, что как в начале Предыстории, в первобытном коммунизме, так и в ее конце, в потребительском обществе, родовые потребности человечества либо удовлетворяются стихийно, либо вообще не удовлетворяются (современный российский потребительский тоталитаризм).

В прошлых дискуссиях мы видели, как оппоненты марксизма под всяческими предлогами отстаивали либерализм, т.е. общество с нулевыми затратами на удовлетворение родовых потребностей человечества.  При этом марксизм преподносят так, словно он есть теория с нулевыми потребностями индивида.  Т.е, нечто еще более куцое и несостоятельное, нежели либерализм. Это, конечно же, обыкновенный подлог. Стремление выдать желаемое за действительное.

Марксизм, в отличие от либерализма, принимает уравнение МЭБ в его полной записи. Он учитывает как то, что лежит на поверхности общества (потребности индивида), так и то, что ускользает от внимания его либеральных критиков - потребности человеческого биологического вида. Более того, в марксизме раскрывается сущность истории, как движение родовой сущности человека. Раскрывается сущность индивида и его потребностей, как функция родовой потребности человеческого общества. Эта функция может восприниматься индивидом адекватно (первобытный коммунизм), может восприниматься и искаженно, с точностью до наоборот (современный либерализм). Так что нужно присмотреться к этой родовой сущности человека повнимательнее. Слово В.Беллу.

1. Родовые потребности общества.

Из чего складывается сумма потребностей людей, как биологического вида?

- из рождения и воспитания детей, передачи им знаний и умений, средств производства и технологий;

- предоставления будущим поколениям людей жизненного пространства и природных ресурсов – всего того, что составляет потенциал самосохранения и развития биологического вида Человек Разумный.

Иногда для удовлетворения объективных потребностей вида вполне достаточно рождения и воспитания детей, иногда для этого требуется открытие и освоение текущими поколениями новых пространств и ресурсов, иногда необходима защита текущими поколениями всего того, что открыто и создано для будущих поколений, от агрессии, стихии, … и пр.

Сумма объективных потребностей людей = сумма индивидуальных объективных потребностей текущих поколений людей + сумма объективных потребностей биологического вида Человек Разумный.

Если обществом не удовлетворяется второе слагаемое в сумме объективных потребностей людей, то бытие человеческого общества завершается со смертью текущих поколений людей.

То есть, последствия удовлетворения (или неудовлетворения) людьми суммы объективных потребностей человека, как биологического вида, проявляются в обществе не сразу и отражаются не в бытии текущих поколений, а в бытии (или в небытии) будущих поколений людей.

Сумму объективных потребностей биологического вида Человек Разумный можно определить, как сумму объективных потребностей будущих поколений людей.

Получается, что вся сумма объективных потребностей людей разбивается на слагаемое, так сказать, ближнего по времени действия на людей, и слагаемое отдаленного по времени действия на людей (вплоть до проявления последствий за пределом жизни текущих поколений людей).

Соответственно эти слагаемые по-разному воспринимаются и осознаются людьми.

Удовлетворение первого слагаемого понимается и воспринимается всеми людьми без исключения, как обязательное и конкретное.

Понятно, что без удовлетворения первого слагаемого в сумме объективных потребностей людей невозможно удовлетворение людьми второго слагаемого.

Но, удовлетворение текущими поколениями первого слагаемого вполне возможно без удовлетворения ими второго слагаемого в сумме объективных потребностей людей.

Поэтому индивидуальные объективные потребности все люди считают жизненно важными, а потребности вида (будущих поколений) зачастую представляются людям, как нечто абстрактное, их непосредственно не касающееся, само собой удовлетворяющееся, не жизненно важное для людей, общества, для способа общественного производства и, соответственно, общественного строя.

На самом деле (на практике), кривая развития человеческого общества, никогда не опускается ниже удовлетворения объективных потребностей людей, как биологического вида.

Если такое все же случается, то следующим шагом в будущее такое общество перестает удовлетворять уже и сумму объективных индивидуальных потребностей людей. Соответственно, люди или бегут из такого общества, или изменяют его общественный строй, или (если и бежать некуда, и изменить общественный строй невозможно) погибают вместе с ним (с таким общественным строем, с таким обществом).

Удовлетворение объективных потребностей вида Homo Sapiens стало для общественного строя обязательным с того момента, когда удовлетворение суммы индивидуальных жизненно важных потребностей людей стало зависеть от общественного способа производства.

Начиная с этого момента, в общественный строй стал встраиваться сложнейший механизм (морального, нравственного, религиозного, идеологического, экономического, правового, силового) принуждения текущих поколений людей к обеспечению не только (а иногда и не столько) своих жизненных интересов, но и жизненных интересов будущих поколений людей (то есть, интересов сохранения и развития вида Человек Разумный, как такового).

Таким образом:

Сумма потребностей людей = сумма индивидуальных объективных потребностей + сумма объективных потребностей вида + сумма комфортных (субъективных) потребностей.

2. Сумма субъективных потребностей.

Субъективные комфортные (материальные, а не духовные)  потребности - это атавистический животный фон, который забивает своим шумом зов родовой сущности человека, Рассмотрим этот фон внимательнее.

Сумма субъективных (комфортных, желательных) потребностей даже одного человека может быть бесконечной. Поэтому, исходя из субъективных желаний людей, определить сумму их комфортных потребностей невозможно – она стремится к бесконечности.

Удовлетворение суммы комфортных потребностей людей в обществе ограничивается наличием у общества рабочих и природных ресурсов, которые можно потратить на удовлетворение комфортных потребностей людей.

Поэтому удовлетворяемая сумма комфортных потребностей людей в любом обществе всегда ниже желаемой ими суммы этих потребностей (ниже комфортных претензий) людей в обществе.

То есть, кривая развития общества всегда проходит ниже желаемой суммы комфортных потребностей людей.

Проще говоря, у людей всегда есть некоторое недовольство общественным строем c позиции удовлетворения суммы их комфортных потребностей.

Обратите внимание, что некоторое недовольство людей общественным строем является нормальным явлением для человеческого общества. Ненормальным для человеческого общества является, наоборот, отсутствие у людей недовольства общественным строем в плане удовлетворения им суммы их комфортных потребностей.

У комфортных потребностей людей есть еще одно объективное свойство – самопроизвольно они могут только возрастать.

То есть, люди легко (без внутреннего сопротивления) принимают комфортные потребности, но трудно с ними расстаются (со значительным внутренним сопротивлением).

Если нет никаких факторов (или целей) сдерживающих рост комфортных потребностей людей (или эти факторы и цели людьми не осознаются, или не считаются важными), то сама по себе сумма комфортных потребностей людей только растет.

Поэтому, комфортные потребности являются САМОпритягательными для людей.

3. Анализ временных объективных свойств решений уравнений МЭБ (общественного строя).

Обратим внимание на то, что действия людей «подставляются» жизнью в уравнение МЭБ общества в настоящий момент времени, а результат их согласования уравнением МЭБ «выдается» в практику только через некоторое время (в будущий момент времени).

При этом разные действия людей согласуются уравнением МЭБ с разной скоростью.

Исходя из скорости согласования МЭБ, действия людей можно условно разбить на четыре группы:

А) – ближнего времени появления результатов (согласования МЭБ);
Б) – среднего времени появления результатов в МЭБ;
С) – дальнего времени появления результатов в МЭБ;
Д) – сверхдальнего времени появления результатов в МЭБ.

В группу А) отнесем действия людей, результаты которые проявляются не далее нескольких лет.

В группу Б) отнесем действия людей, результаты которых проявляются через десятки лет, но в течение жизни текущего поколения людей.

В группу С) – результаты проявляются у ближайших поколений людей, следующих за текущим поколением.

В группу Д) – в будущем у дальних поколений людей.

В каждый конкретный момент времени решение МЭБ является «вплывшим» в практику самосогласованным МЭБ результатом действий всех прошлых поколений и действий текущего поколения людей.

Одновременно, действия текущих поколений людей создают волны последствий, которые в будущем с разным временным периодом запаздывания станут проявляться в результатах самосогласованных решений МЭБ общества.

Действия людей группы (А) могут анализироваться, оцениваться, и корректироваться людьми, исходя из результатов собственной практики.

Эта часть представлений людей об окружающем их мире, своих возможностях и целях в нем является наиболее прочной, поскольку согласование действий людей уравнением МЭБ происходит быстро и напрямую затрагивает их собственную жизнь.

Действия людей группы (Б) не могут анализироваться и корректироваться людьми из собственной практики, поскольку их оценка согласованием в решении уравнения МЭБ появляется в конце их жизни, когда изменить что-либо люди уже не могут.

Эта часть представлений людей появляется из оценки, наблюдаемых ими итоговых фактов практики уходящих, но еще живых представителей старшего поколения.

Скажем, если входящее в жизнь поколение видят, что выдающийся инженер или ученый оканчивает свою жизнь в нищете и заброшенности, а спекулянт – с приличным счетом в банке и в «уважении», то профессия инженера или ученого сильно дешевеет в их глазах.

И наоборот, если входящее в жизнь поколение видит, что выдающиеся инженера и ученые оканчивают жизнь в достатке и уважении… эти профессии в их глазах становятся ценными.

Действия людей группы (С) и особенно (Д) не могут быть проанализированы, скорректированы, оценены людьми, исходя из собственной и наблюдаемой ими практики людей.

Результат этой части представлений людей вплывет в согласованных решениях МЭБ только у будущих поколений людей, а для текущих поколений людей является чисто абстрактным, поскольку материализуется за пределами их личной жизни.

Однако, именно результаты действий людей группы (С) и (Д) наиболее ценны для будущих поколений людей, поскольку, опережая своё время, они создают результат именно для будущих поколений людей.

Например, тот, кто непосредственно наблюдал итоги трудов по жизни Циолковского, или Больцмана, или Джордано Бруно, или К. Маркса… вряд ли пришёл бы от них в восторг – один нищенствовал всю жизнь, другой покончил с собой, третьего сожгли, четвертый закончил жизнь в нищете и забвении…

Будущие же поколения людей дали результатам трудов этих людей наивысочайшую оценку.

Итак:

В ряду групп действий людей от (А ) к (Б), к (С), к (Д) представления людей смещаются от конкретных к абстрактным, достигая максимума конкретности мотиваций в группе (А) и максимума абстрактности мотиваций действий людей в группе (Д).

Только, устремившись мыслью в будущее людей можно дать оценку действиям людей группы (С) и (Д) в текущем времени.

Но для этого люди должны уметь устремляться мыслью не только в свое личное будущее, но и в будущее людей за пределами своей жизни.

Ранее уже говорилось, что люди по-разному воспринимают сумму своих индивидуальных объективных потребностей и сумму объективных потребностей людей как вида разумных живых существ.

Первое воспринимается, как конкретное и обязательное, а второе – как абстрактное и необязательное.

Группы действий людей (А и Б) имеют своим истоком удовлетворение суммы индивидуальных объективных потребностей людей.

Группы действий людей (С и Д) имеют своим истоком удовлетворение объективных потребностей вида Человек Разумный.

Вывод:

В уравнение МЭБ общества входит сумма объективных потребностей вида Человек Разумный, но она самопроизвольно воспринимается в представлениях людей, как необязательная для действий людей абстракция.

Сегодня не существует науки, которая бы явно анализировала (то есть, понимая, ЧТО именно и ДЛЯ ЧЕГО именно она анализирует) механизм того, каким образом общество (общественные отношения) самопроизвольно обеспечивают удовлетворение объективных потребностей вида Человек Разумный, когда они воспринимаются людьми, как необязательная для их действий абстракция.

Ранее показано, что кривая развития общества не может проходить ниже удовлетворения объективных потребностей людей, как биологического вида.

С одной стороны, люди склонны воспринимать эти потребности, как необязательную для их действий абстракцию, с другой стороны, сам факт существования современных обществ, говорит о том, что в общественный строй встроен механизм, который принуждает людей действовать для удовлетворения объективных потребностей вида даже тогда, когда они для них являются чистой абстракцией.

Этот механизм заставляет людей предпринимать действия на удовлетворение объективных потребностей вида Человек Разумный из каких-то иных побуждений, не понимаемых и не воспринимаемых людьми как удовлетворение объективных потребностей вида Человек Разумный, но побуждений вполне конкретных и, потому, действенных на людей.

Уточненный вывод:

В согласовании решений в уравнении МЭБ общества имеется механизм, который заставляет людей удовлетворять своими действиями сумму объективных потребностей вида Человек Разумный, даже если люди не понимают и не воспринимают эту сумму объективных потребностей вида как необходимость для себя.

Обратите внимание на следующее:

Поскольку сумма комфортных потребностей не имеет значения для человека за пределами его личной жизни, то для «человека экономического» объективные потребности вида «Человек Разумный», как фактор сознания, инициирующий (вдохновляющий) его действия – не существует.

«Человека экономического» может принудить к удовлетворению объективных потребностей вида Человек Разумный только механизм «конкуренция» или факторы биологического и социального принуждения (такие, как инстинкт размножения, ограниченный срок продолжительности личной жизни, законы, принятые обществом, силовое принуждение… и пр.), но не факторы сознания и Разума (такие как, любознательность, идеалы, мораль, нравственность… и др.).

Итак, мы можем разделить то, что называют "когнитариат" на две группы: когнитарии типа "человек экономический", реализующие себя в пределах своей личной жизни ради достижения максимального личного комфорта, и когнитарии, реализующие себя за пределами своей личной жизни. Например, Аристотель, систематизировавший и развивший фундамент современных информационных технологий, современниками воспринимался просто как "рыжебородый болтун".

Первый тип с мотивацией индивидуального комфорта  - "когнитариат экономический". Второй - "когнитариат в собственном смысле", с мотивацией удовлетворения общечеловеческих родовых потребностей.  Первый, по духу, либерал, второй, по духу, коммунист.

Share this post for your friends:
Friend me:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>