С.В.Месяц об абсолютном

С.В. Месяц

Латинское слово absolutum, происходящее от глагола absolvo, означает буквально: отвязанный, отрешенный, отделенный, освобожденный. Когда мы используем это слово в качестве прилагательного, говоря, например, об «абсолютном благе», «абсолютной истине», «абсолютной мудрости», то тем самым хотим показать, что берем эти вещи – благо, истину, мудрость – сами по себе, без каких-либо дальнейших определений и ограничений, иными словами – освобождаем, отделяем эти понятия от всех предикатов, которые могут быть о них высказаны. Так, абсолютная истина – это не когда-то, где-то, для кого-то и в каком-то отношении истинное, а в другое время, в другом месте, для другого человека и другом отношении не истинное. Нет, абсолютно истинное – это истинное просто, взятое само по себе, а значит всегда, везде, для всех и во всех отношениях истинное. Точно так же абсолютное благо, как его определяет блаженный Августин [1], не есть благо, которое можно было бы приписать мудрости, добродетели или бытию, это просто благо (simpliciter), как таковое (per se), «благо всякого блага», свободное ото всех частных ограничений и обособлений [2]. В этом же смысле немецкий теолог и философ XV в. Николай Кузанский говорил об абсолютном максимуме, подразумевая под ним максимум просто, как таковой – не максимум величины или малости, бытия или небытия, действительности или возможности, а, если угодно, и того, и другого сразу, почему этот максимум и оказывался у него совпадающим с минимумом [3]. Другой немецкий философ, Гегель, называл абсолютным духом дух, свободный ото всех ограничений, способных противопоставить его чему бы то ни было; дух, который поэтому все в себя вбирает и во всем себя узнает. В этом же смысле Шеллинг говорил о самосознании как абсолютном акте, подразумевая под этим последним деятельность, ничем кроме себя самой не обусловленную и потому в высшей степени удовлетворяющую своему собственному определению деятельности, активности. Или возьмем его понятие абсолютной свободы: это такая свобода, которая не ограничена ничем, что не являлось бы ею самой – не свобода от чего-то или для чего-то, не свобода для меня или для другого, а свобода просто, обусловленная и определенная только своею собственной природой, и поэтому совпадающая, как и у Николая Кузанского, со своей противоположностью – абсолютной необходимостью [4].

Однако все эти примеры взяты из философии нового времени, поэтому у читателей может возникнуть законный вопрос: а использовалось ли понятие абсолюта в философии древней, о которой мы как раз и собираемся здесь говорить? Конечно же, латинского термина absolutum греческая философия не знает, однако в ее лексиконе встречается выражение  "само по себе" – смысл которого в точности совпадает со смыслом понятия абсолюта в новоевропейской философии [5]. Рассмотреть что-то «само пo себе» означало в древности взять это что-то отдельно ото всех остальных его определений, в его собственной природе, как таковое. Платон в Пире пишет, что созерцающий прекрасное само по себе, видит его «не как какое-то прекрасное лицо, руки или иную часть тела, не в виде речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что ни будь, а само по себе, всегда в самом себе единовидное» [6]. Прекрасное, о котором здесь идет речь, мы с полным правом могли бы сегодня назвать прекрасным в абсолютном смысле или абсолютно прекрасным. То же самое касается и самого по себе благого, справедливого, равного и всех остальных платоновских идей, которые суть не что иное как абсолютные сущности. Однако в нашей статье речь пойдет не о них. Мы будем говорить не об абсолютной истине, красоте или благе, а об абсолюте как таковом или, если угодно, об абсолюте в абсолютном смысле – как свободном ото всех определений вообще – о том, что применительно к греческой философии А.Ф. Лосев назвал Самое Само [7]. Главный вопрос, который встает в связи с так понятым абсолютом, - а существует ли вообще нечто подобное? Точнее: имеет ли смысл о чем-то таком говорить?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется совершить краткий экскурс в историю греческой философии, но прежде будет полезно уяснить себе несколько формальных моментов, связанных с понятием абсолюта [8]. Когда мы говорим, что абсолют есть нечто отдельное ото всех дополнительных, не совпадающих с ним самим определений, то это означает следующее: если А – абсолют, а В – то, от чего он отделен, то В не является для А конститутивным, то есть вне зависимости от того, существует В или нет, с А ничего не происходит: например, А сможет продолжать существовать, когда В не будет. В этом случае говорят, что А вне В, или, что А трансцендентно В. Однако если ограничиться только этим и определять абсолют А просто как отдельное от В, то верным окажется и обратное отношение: В будет отдельным от А, А и В будут независимыми друг от друга. Очевидно, что понятие абсолюта не должно включать в себя возможность подобной ситуации, а значит определение, которое мы дали выше, руководствуясь одним лишь значением латинского слова absolutum, не достаточно. Мы должны расширить его, потребовав, чтобы В не могло быть вне А, то есть, чтобы А было для В конститутивным и при исчезновении А уничтожилось бы также и В. Получившееся определение выглядит парадоксальным: А должно быть отдельным от В, но В не может быть отдельным от А. Тем не менее, можно показать, что все вышеперечисленные примеры абсолютных сущностей: абсолютной красоты, истины, мудрости, свободы – полностью удовлетворяют ему. В самом деле, абсолютно прекрасное или, как сказал бы Платон, прекрасное само по себе, должно мыслиться отдельным от красивого лица, рук, ног, прекрасных поступков, речей, знаний и т.п. Однако сами перечисленные вещи не могли бы ни существовать, ни мыслиться без прекрасного как такового, и если бы исчезло оно, их тоже не стало бы. Это значит, что для них прекрасное является конститутивным, а они для него – нет. То же самое справедливо и в отношении любой другой платоновской идеи, а также в отношении гегелевского абсолютного духа, шеллинговой абсолютной свободы, абсолютного максимума Кузанца, абсолютного блага Пико и т.д. Выходит, не смотря на парадоксальность, данное нами расширенное определение абсолюта не является бессмыслицей, но действительно ухватывает суть дела.

[Ситуация не нова и не столь уж парадоксальна. В топологии есть такая аксиома Комогорова T0. Для любых двух различных точек x и y по крайней мере одна точка должна иметь окрестность, не содержащую вторую точку. Например, х (абсолют) может быть отделен от вещи y, но вещь не может быть отделена от абсолюта. Нет такой окрестности для любой вещи, в которой бы не было абсолюта, но всякая точка  в абсолюте такова, что в ней окрестность вещи отсутствует. Т.е., с математической точки зрения, не так уж все безнадежно парадоксально.

Для сравнения - следующая аксиома отделимости: T1 — аксиома Тихонова. Для любых двух различных точек x и y должна существовать окрестность точки x, не содержащая точку y и окрестность точки y, не содержащая точку x .

Буква T в этих обозначениях происходит от нем. Trennungsaxiom, что означает аксиома отделимости.

Следующая топология на числовой прямой состоит из всей прямой и пустого множества, а также всех открытых интервалов вида (a, ∞), где a - точка прямой. Эта топология называется правой. Отметим, что в точности аналогично можно задать и левую топологию.

Числовая прямая с правой  топологией  удовлетворяет Т0, но не удовлятворяет  Т1 .  Действительно, пусть x < y. Тогда, взяв x <  a  <  y,  мы получим, что (a, ∞) содержит y (то есть  является  его  окрестностью)  и  не содержит x (отсюда следует выполнение аксиомы Т0). Однако для любого b  <  x интервал (b, ∞) содержит и x,  и  y,  то  есть  любая  окрестность  точки  x содержит и y.

Топологические пространства, не удовлетворяющие аксиоме Т0, "неправильно" устроены с точки зрения классического анализа. Одноточечное множество в них может быть не замкнуто, а конечное множество может иметь предельные точки. В Т1 - пространствах такая ситуация уже не имеет места. - МИБ.]

[1] Августин, Ennarationes in Psalmos 134 (PL 36–37, 1430-1474). См. также письмо Пико делла Мирандолы О сущем и едином, в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. XV век (М.: Издательство МГУ, 1985), стр. 270.

[2] Показательно, что современный переводчик трактата Пико делла Мирандолы О сущем и едином переводит лат. выражения simpliciter bonum и simpliciter perfectum как «абсолютно благой» и «абсолютно совершенный», тем самым косвенно подтверждая сказанное нами. См. Сочинения итальянских гуманистов…, стр. 270.

[3] Николай Кузанский, Об ученом незнании, в кн.: Сочинения в 2-х. т. (М.: Мысль, 1977), гл. 4.

[4] Ф.В.Й. Шеллинг, Система трансцендентального идеализма, в кн.: Сочинения в 2-х. т. (М.: Мысль, 1987), стр. 279-281.

[5] С тем, что смысл лат. absolutus адекватно передается греческими выражениями :   (само по себе),  (просто),  (отрешенный) и т.п. – согласны авторы таких авторитетных энциклопедических словарей, как: R. Kuhlen, “Absolut, das Absolute”, Historisches Wörterbuch der
Philosophie, Hrsg. J. Ritter (Basel-Stuttgart., 1971), Bd. 1, S. 13; А.Т. Казарян, «Абсолют», Православная энциклопедия (М., 2000), т. 1, стр. 51–59.

[6] Платон, Пир 210е-211b.

[7] См. его одноименную работу: А.Ф. Лосев, Сáмое самó, в кн.: А.Ф. Лосев, Миф. Число. Сущность. Общ. ред. А.А Тахо-Годи, И.И. Маханькова (М.: Мысль, 1994), сс. 299–526.

[8] Наиболее четко они сформулированы в статье W. Cramer, “Das Absolute”, Wörterbuch der philosophischen Begriffe hrsg. von J. Hoffmeister (Hamburg, Meiner: 1955), S.1.

Share this post for your friends:
Friend me:

С.В.Месяц об абсолютном: Один комментарий

  1. Слово Абсолют многие считают одиозным (о, Диос – обожествленным; или «с приветом» - adeus , adios, Aufwiedersehen, farewell «отваливаю», goodbye, прощайте, досвидания).
    Какие бы определения не приводились, понятно, что это идея о чем-то различном. О чем?
    Например в христианской религии, Абсолютная Идея - бог есть истина.
    В философии Гегеля есть центральная идея, Абсолютная Идея о целом, вне которого или которой, ничего нет. Нет ни другой идеи, другого целого, иного, нет ничего, нет НИЧТО. https://www.facebook.com/absolutidea/posts/933575033419160

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>