Царевна на картине Васнецова символизирует... каменный уголь!

Источник

Wiktor Michajlowitsch Wassnezow 001

Искусство модерна оживает в лекции Натальи Юрьевны Бартош. Слушая ее, мы не просто узнаём о творениях модернистов, о характерных чертах стиля. Мы чувствуем настроение той эпохи:

«Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства» — эти полотна были производственным заказом Саввы Мамонтова для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги. Три царевны олицетворяют богатство недр Донбасса, а ковер-самолет — саму железную дорогу, возможность двигаться быстро и легко.

Из лекции мы узнаём:

(1) чем жили, о чём мечтали творцы и вдохновители русского модерна на рубеже XIX-XX вв
(2) что им удалось
(3) что не получилось.

1. Мечта

Эстетика модерна очень узнаваема, но суть его — не на поверхности. Наталья Юрьевна подчеркивает, что в основе направления изначально лежала особая философия:

Дж. Уоттс, портрет Уильяма Морриса, 1870Уильям Моррис, портрет (худ. Дж. Уоттс)

 

Европейский модерн вырастает из философской концепции декоратора, оформителя книг, писателя, социалиста-утописта Уильяма Морриса. Вслед за английскими эстетами он создает целую теорию того, как можно изменить сущность, природу человека. Поместите человека в эстетическое пространство — и вместо грубого, жестокого существа вы увидите идеальную личность. Эта гармоничная, целесообразная личность должна была возникнуть из эстетизированного пространства дома. Дом — самое главное. Его наполняют прекрасными вещами, произведениями искусства. Мебель, вазы, украшения, даже пузырьки для духов, — всё это создает особый фон модерна, особое пространство.

С точки зрения искусства модерна, даже не бытие, а быт определяет сознание. Ремесленник становится творцом человека — в этом рецепт восхождения и высокая мечта искусства модерна. «Ни один стиль до модерна не стремится в такой степени к переделке социума», — говорит Наталья Юрьевна.

Владимир СоловьевВ.С. Соловьев (художник Иван Крамской)

Похожим образом русский модерн вдохновлялся концепцией теургии Владимира Сергеевича Соловьева, идеей сотворчества человека и бога:

Человек дорастет до того момента, когда он сможет быть сотворцом бога — тогда он сможет создавать истинную красоту. Есть и обратный путь: создавая истинную красоту, он становится в высшей степени творцом. Этот призыв Соловьева повлиял серьезно на очень многих русских писателей, философов, художников, композиторов.

2. Что удалось

«И человеку Бог был двойником. Так Скрябина я видел за роялью», — писал Константин Бальмонт. Творцы модерна всерьез вдохновлялись мечтой о запредельной красоте, приравнивая себя к богам. Создавали шуточные храмы, писали неканонические иконы с натуры. Дерзкое стремление, но плодами его стали великие произведения русского модерна.

Илья Репин, портрет МамонтоваСавва Иванович Мамонтов (худ. Илья Репин)

Искусство расцветает благодаря поддержке меценатов:

Савва Иванович Мамонтов, купеческий сын, стал меценатом государственного уровня. Он спонсировал русское искусство в этот период, наверное, гораздо больше, чем наше государство. Он занимался железными дорогами, имел огромную сеть мануфактур. Но эта деятельность тяготила его. Накопление богатства для него имело один смысл — чтобы его потратить.Сам С.И. Мамонтов был талантливым художником, незаурядным скульптором, музыкантом. В своей усадьбе в Абрамцеве он собирает домочадцев, поэтов, художников, композиторов... Он открывает гениев. Молодой Серов, молодой Коровин начинают у Мамонтова. Виктор Михайлович Васнецов и Елена Дмитриевна Поленова увлекаются мотивами русских сказок, пытаются уловить через них русское начало, русскую душу, воплотить их в формах модерна, увидеть в обыденном сказочное, декоративное, таинственное. Под влиянием идей Морриса Поленова открывает мастерские, где делается особая мебель в русском стиле на заказ. Делаются табуретки, стулья, люстры, комоды. Отрывает мастерскую с майоликой. Этой техникой увлекается Врубель.

Камин "Вольга Святославич и Микула Селянинович" в доме Бажанова Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова,
майолика (тип керамики), по эскизу Михаила Врубеля

В Абрамцеве появляются первые постройки в так называемом «русском стиле». Сказочный теремок для семьи Мамонтовых, ныне Церковь Спаса Нерукотворного, изначально задумывалась не как храм, а как символ теургии.

Васнецов и Прахов становятся авторами художественного оформления Владимирского собора в Киеве, величайшего храма-памятника. В Третьяковке иногда выставляют эскизы Васнецова к росписям храма. При случае — всем смотреть обязательно вживую.

В это же время творит архитектор-самоучка Фёдор Шехтель — автор Ярославского вокзала, МХТ им. Чехова и целого ряда архитектурных памятников. В Самаре, столице модерна, ученик Шехтеля Зеленко строит особняк для купца Курлина и его супруги. Курлины активно занимаются благотворительностью, содержат детские училища и приюты.

3. Что не получилось

Надо сказать, что правление Донецкой железной дороги не оценило порыв Саввы Ивановича украсить интерьер сказочными полотнами Васнецова:

Члены правления не просто не приняли заказ, они забаллотировали Мамонтова. Воспринято всё это было как безумие, простите, зажравшегося купца. Мамонтову в лицо летели очень гневные обвинения в том, что он не деловой человек, что он дестабилизирует работу всего правления, пытается уничтожить серьезное отношение к деятельности и саму идею серьезного труда, создавая такие легкомысленные (на мой взгляд, конечно, совсем не легкомысленные!) полотна для украшения кабинета.

Виктор Васнецов, «Ковер-самолет»Виктор Васнецов, «Ковер-самолет»

 Савва Иванович постепенно подходит к большому краху. Первые предвестники его — уже в 1890-е годы, потом начинаются серьезные проблемы с бумагами. Мамонтов работает с министром финансов, знаменитым реформатором С.Ю. Витте, который очень сильно подвел его. На несколько месяцев Мамонтов оказывается в тюрьме.

Несмотря на поддержку друзей, он потерял деньги и репутацию и больше не был предпринимателем. А художественные мастерские в Абрамцеве оказались иллюзией производства:

Такая деятельность не бывает сверхприбыльной, с этим когда-то столкнулись и англичане. Уильям Моррис мечтал сделать произведения искусства доступными для рабочих, поэтому модерн пытается превратить все предметы быта в произведения искусства. Делает их изысканными, грациозными, оформляет декором. Он добивается только обратного: произведения настолько трудоемки, что доступны по цене только очень и очень богатым людям. Это было одним из самых больших разочарований Морриса.

Усадьба Абрамцево - Фрагмент Церкви Спаса Нерукотворного Фрагмент Церкви Спаса Нерукотворного,
Абрамцево

 

Семью Мамонтова одна за другой постигают невзгоды. В возрасте 22 лет от простуды умирает сын Мамонтова, Андрей, начинающий художник. Появляется пристройка к храму в Абрамцеве с надгробным крестом для Андрея Саввича, где написано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Возможность в духовном страдании понимать и видеть божественное в конце жизни открывается человеку, который владел многими судьбами.Потом уходит из жизни самая большая любовь Мамонтова — его дочь Верочка, та самая «Девочка с персиками». В возрасте 32 лет она умирает от воспаления легких, сгорает буквально в течение нескольких рождественских дней.

Вблизи храма-теремка погребены дочь, жена Саввы Ивановича, его внук, сын Веры.

Всё это, конечно, разрывает ему сердце. Сам Савва Иванович умирает в 1918. И всё же есть чувство, что такие люди не уходят, они остаются в русской культуре и в русском искусстве.

Путь к запредельной красоте оказался нелегким и для других деятелей русского модерна:

Эстетизация духовного начала привлекала многих. Но по-настоящему приобщение к духовной жизни, так же как у Мамонтова, происходит только тогда, когда человек сталкивается не просто с прекрасным, а со страданием, с болью. И через эту боль он начинает понимать и переосознавать творчество.

Христос, Н. А. Андреев Христос, Н. А. Андреев

Характерный образ — надгробная фигура Христа в исполнении Н. А. Андреева:

Это бог, оказавшийся в мире людей и неспособный изменить и преобразить его. Беспомощный Христос с безвольными, почти перебитыми руками. Общая трагедия, безволие, ощущение внутренней пустоты пугает в модерне. Лицо Христа — не спасающее, а наоборот, ждущее милости. Он сам ожидает спасения.

В Самаре маленькая дочь купца Курлина умирает, не дожив до двух лет. Сам Курлин через несколько лет впадает в безумие и заканчивает жизнь в лечебнице для душевнобольных.

После его смерти молодая вдова оказывается предметом разговоров и пересудов. Алексей Толстой в «Хождении по мукам» описывает ее самарский особняк и говорит о том, как купчиха, вся раззолоченая жемчугами и бриллиантами, упархивает в дорогой карете в безнадежном движении. Безвкусная роскошь? Я думаю, Толстой тут не прав.

После революции Курлина уезжает в Москву, захватив с собой единственную вещь — печать мужа, сделанную из горного хрусталя. Там она жила до глубокой старости в простой коммунальной квартире. Ее шикарный особняк — ныне самарский Музей Модерна.

Особняк Курлиной (Самара) Особняк Курлиной (Самара)

Александр Скрябин участвует в теургии как музыкант:

Он пытается перестроить музыку, создать ее не только по законам красоты, но и по законам теургии. Когда к нему приходит настоящая известность, он задумывает огромную «Мистерию», грандиозное мистическое действие, где должен был присутствовать оркестр из тысячи человек, всё это должно было соединить мировой дух с косной материей, уничтожить вселенную и сотворить мир заново.

Незадолго до премьеры Скрябин умирает от случайного заражения крови, буквально из-за вскочившего под носом прыща. Творцы человека, желавшие сравняться с богом и превзойти его — их собственная жизнь роковым образом зависела от случайностей.

Модерн — стиль, который начинается с с вещей, с того что вещь должна преобразить и изменить человека. Но в итоге сам человек меняет мир этих вещей. Человек модерна — я показала вам несколько судеб. Очень немногие из них жили долго и счастливо. Судьбы их оказывались трагическими.

По иронии судьбы, продолжить дело пришлось большевикам: подарить искусство народу, заново сотворить мир и человека, а заодно спасти страну от инфекционных эпидемий, снизить детскую смертность и создать систему здравоохранения, которую потом копировали британцы. Но революционная смена власти — событие не менее драматичное. Русский модерн предчувствовал обрушение старого мира, предчувствовал революцию, отражал ее:

Модерн стал искусством перелома. Очень быстро мир красивых вещей рушится, появляется простота, сдержанность прямая линия конструктивизма, аскетика авангарда. Авангард — частица модерна, русского искусства, но одновременно это и грандиозный взрыв, революция формы.

Подробнее о русском авангарде мы услышим уже совсем скоро, 18 ноября в Доме Ученых.

Отчеты об интересных событиях Академгородка теперь публикуются здесь.
Подписывайтесь, будет интересно!

Share this post for your friends:
Friend me:

Царевна на картине Васнецова символизирует... каменный уголь!: 4 комментария

  1. Вот! Смотрите, сколько всего было - и поддержанных государством направлений в том числе - пролеткульт, соцреализм - а остался - вполне себе аморфный и где - то аполитичный, а иногда и нарочито эпатажный - русский авангард. Направленное развитие - не значит развитие в нужном направлении.

    • Назначение искусства, науки, философии, вообще культуры - призыв к выходу за пределы потребительства. Человеку, живущему в нужде, культура недоступна физически. Человеку, живушему идеологией потребления, идеологией либерализма, культура, кроме как потребительная стоимость для ублажения тела, не нужна. Сегодня мы кичимся своей интеллигентностью, светскостью. Но спросите, кто может на слух отличить "Поэму экстаза" того же Скрябина от симфонии ре-минор Цезаря Франка, а последнюю - от 6-й симфонии Чайковского? Я не спрашиваю, понятны ли эти вещи самодовольному потребителю, я только интересуюсь, слышал ли он их и о них?

    • Вдогонку о Шестой симфонии. Кого ныне волнуют поднятые там проблемы? Всех, как и прежде. Но ныне упадок Духа велик настолько, что о них можно говорить только в стиле ёрничанья. Переход небытия в бытие, полный страданий, созревание бытия, зрелость и законченность бытия, и завершение переходом его в небытие, вызывают сегодня, как и сто лет назад, только недоумение в душе потребителя.

      Модест Ильич Чайковский, брат композитора, писал в 1907 году чешскому музыковеду Рихарду Батке:

      «Вы хотели узнать программу Шестой симфонии, но я ничего не могу сообщить Вам, так как брат держал её в своих мыслях. Он унёс эту тайну с собой в могилу. Но если Вы всё-таки хотите, я сообщу Вам то немногое, что узнал от брата. Первая часть представляет собой его жизнь, сочетание страданий, душевных мук, с непреодолимым томлением по Великому и Возвышенному, с одной стороны, борьбу со страхом смерти, с другой — божественную радость и преклонение перед Прекрасным, перед Истиной, Добром, всем, что сулит вечность и небесное милосердие. Так как брат большую часть своей жизни прожил ярко выраженным оптимистом, он закончил первую часть возвращением второй темы. Вторая часть, по моему мнению, представляет собой ту радость жизни, которая не может сравниться с преходящими мимолётными радостями нашей повседневной жизни, радость, музыкально выраженная необыкновенным пятидольным размером. Третья часть свидетельствует об истории его развития как музыканта. Это не что иное, как шалость, игра, развлечение в начале его жизни до двадцатилетнего возраста, но потом всё это делается серьёзнее и кончается достижением мировой славы. Её и выражает триумфальный марш в конце. Четвёртая часть — состояние его души в последние годы жизни — горькие разочарования и глубокие страдания. Он приходит к мысли, что слава его как художника преходяща, что сам он не в силах побороть свой ужас перед вечным Ничто, тем Ничто, где всему, что он любил и что в течение всей жизни считал вечным, угрожает бренность.»

  2. К сожалению - разговор о музыке поддержать не могу. Начисто лишена музыкального. У Ницше про это есть - он противопоставляет музыку - и другие, более определенные формы культуры. Но даже и в музыке - искусственное продавливание не способствует прогрессу.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>