Алгоритм диалектики

Л.А.Санталов

Данная тема возникла из практики  изучения «Науки логики». Гегель считается  самым трудным для понимания философом. Алгоритм поможет  взглянуть на систему Гегеля изнутри, показать,   как философская  система  вырастает  из его «алгоритма», направленного на предмет исследования. И.А.Ильин пишет: «То, что люди знают - они знают об этом мире нашего эмпирического представления…их «ум» есть ум этого мира. Уйти от этого способа представления, сойти с этого ума, означало бы, кажется, сойти с ума  вообще»[1]. Неслучайно там же Иван Александрович отметил, что у читающего гегелевский текст возникает мнение: или он дурак, или автор дурак.[2]  Непонимание возникает потому, что Гегель отказался от «ума» эмпирического мира, так как этот «ум» искажает картину действительности. Алгоритм диалектики   последовательно в деталях отражает метод Гегеля.

Гегель пишет об истинности своего метода: «я знаю, что он (метод) единственно истинный. Это само по себе явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую он имеет в самом себе, движет вперед это содержание. Ясно, что нельзя считать научными какие-либо способы изложения, если они не следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму, ибо движение этого метода есть движение самой сути дела». [1, 36]

Гегель дал определение  диалектическому методу: «…истинным методом философской науки, составляет предмет самой логики, ибометод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания»[3] [1,35]. Диалектика  отражает форму (алгоритм) движения содержания. Алгоритм диалектики есть  по определению алгоритма - точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов. Обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций.

Такими свойствами являются:

∙ Дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего.

∙ Определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.

∙ Результативность (конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

∙ Массовость – алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть, он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма[4].

Алгоритм диалектики полностью отвечает всем требованиям (свойствам) алгоритма, и повторяется  в каждом круге познания  движения содержания предмета. Гегель многократно, в разных аспектах  объяснял свой метод диалектики. «В ≪Феноменологии духа≫я дал образчик этого метода применительно более конкретному предмету, ксознанию *. Там я показал формы сознания, каждая из которых при своей реализации разрешает (auflost) в то же время самое себя, имеет своим результатом свое собственное отрицание, — и тем самым перешла в некоторую более высокую форму»[5] [1, 35].   Уже здесь прослеживается ритм  диалектики, остановимся на категориях, отражающих определенное содержание:

1.                 «каждая из которых при своей реализации разрешает (auflost) в то же время самое себя». Категория, выступает как целое,  имеет в самой себе  круг реализации.

2.                «имеет своим результатом свое собственное отрицание». Если начальное целое, кроме которого ничего больше нет, то, как оно может себя определить, реализовать? Реализует себя через самого себя,  опосредствовать себя через своё собственное отрицание. Это унарное деление  происходит через отрицание  всего целого, поэтому отрицание не простое, а бесконечное, или абсолютное отрицание.

3.                Здесь Гегель пишет о «результате» абсолютного отрицания, но пока не проясняет, что это за результат? Понятно, что целое, за пределы которого не выходим, выступает  в роли субстанции. Принцип субстанции «замыкания на себя»  и отражает эту целостность, или философское бесконечное.

4.                Целое как бесконечное при абсолютном отрицании  реализует себя в дихотомии конечного. Целое делит себя на конечное бесконечное (тезис), и его  противоположность – другое конечное  (антитезис). Конечность означает, что за пределами конечного с внешней стороны  есть нечто другое конечное.

5.                 Переход в более высокую форму завершается  двойным отрицанием: отрицанием тезиса посредством снятия (сохранения его содержания в антитезисе), и отрицанием антитеза посредством снятия (сохранение  содержания, как тезиса, так и антитезиса). Здесь отрицания уже относительные (аристотелевские), так как речь идет о двух конечных. В результате синтеза снятых содержаний тезиса и антитезиса  возникает  более высокая форма первоначального целого. Круг реализации и познания целого завершился, произошло не только возвращение  назад к первоначальному целому, но возвращение  на новом уровне, в новой категории, с раскрытым и реализованным внутренним содержанием первоначального целого.

За основу алгоритма диалектики принято отрицание  в гегелевском понимании: «это познание логического положения о том, что отрицательное равным образом и положительно или, иначе говоря, противоречащее себе не переходит в нуль, в абстрактное ничто, а по существу лишь в отрицание своего особенного содержания, или, другими словамитакое отрицание есть не отрицание всего, а отрицание определенной вещи, которая разрешает самое себя, стало быть, такое отрицание есть определенное отрицание и, следовательно, результат содержит по существу то, из чего он вытекает; это есть, собственно говоря, тавтология, ибо в противном случае он был бы чем-то непосредственным, а не результатом. Так как то, что получается в качестве результата, отрицание, есть определенное отрицание, то оно имеет некотороесодержание. Оно новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, чем только его, и есть единство его и его противоположности. — Таким путем должна вообще образоваться система понятий»[6] [1,36].

Категория отрицания вызвана необходимостью отразить самодвижение содержания предмета  в мысли. Аристотелевская формальная логика соответствует только рассудку, отражает неподвижность, изолированность  категорий. Формальные категории  отражают только покой, как  один из моментов движения, устойчивость вещей относительно друг друга, пространственную характеристику вещей. Однако категории рассудка  не отражают в мышлении  второго момента  движения – изменчивости вещей, временной характеристики, не отражают «формы  внутреннего самодвижения содержания» предмета. движение есть единство моментов устойчивости и изменчивости, единство А=А, и А не=А.

Необходимость  отразить движение  в мышлении и породило категорию отрицания, отрицания двух видов:

1.     Гегелевское абсолютное (бесконечное) отрицание;

2.     Аристотелевское относительное отрицание.

Гегелевское  абсолютное отрицание  есть начальная (и конечная) стадия алгоритма диалектики. Гегель  рассматривает любую категорию как  целое (абсолют), которая имеет внутреннее самодвижение содержания. Движение содержания осуществляется по кругу, точнее по спирали. Спираль означает, что возвращаемся не только назад ( А=А) но обогащаем содержание исходной категории своим же отрицанием ( А = не-А). Абсолютное  отрицание  необходимо для того, чтобы определить  внутреннее самодвижение содержания. Предел  исходной категории   устанавливает то, что находится за пределами этой категории, но за пределами ничего нет. Сама категория отражает целостность, движется по кругу, развивается по спирали. Аналогично утверждают, что нельзя дать определение бога, так как это абсолют, целое, кроме  бога ничего нет, всё  есть бог, всё от бога[7]. Чтобы разрешить проблему определения внутреннее самодвижение содержания, целое определяет  себя через самого себя, совершая унарное деление посредством абсолютного отрицания. В результате такого отрицания  вещь делится на саму себя А=А (статика, устойчивость - пространство), и свою противоположность А=не-А ( динамика, изменчивость – время). Так появляется дихотомия конечных понятий, тезис А=А, и антитезис А= не-А. Так вещь сама себя определила( А=А и А=не-А) посредством  абсолютного отрицания.

М.И.Белоногов обосновал  абсолютное отрицание как атрибут диалектики следующим образом: «Позже мы увидим, как Гегель решил этот вопрос, придав «пространственному» логическому характеру логики Аристотеля дополнительное «временное» логическое измерение. Логика Гегеля обрела структуру логического пространства-времени бесконечных понятий, а не только логического пространства конечных понятий. И достигает этого всего добавлением к логике Аристотеля одной-единственной пропозициональной связки – связки «абсолютное отрицание», или двух ее сторон – «полагание» и «снятие». А также дополнительным правилом вывода – «отрицанием отрицания»[8] [3].

«Полагание»

 у Гегеля есть действие, посредством которого понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей эволюции. В диалектике «целого» и «части» это  функции целого - образовывать необходимые части в становлении своёй целостности, поведение частей строится в соответствии с законом целого. Понятие  есть субъективный образ объективного мира  данного предмета исследования. В частности,  для социализма,  всеобщим моментом понятия  является объективная основа социализма - коммунистическая революция: особенным  моментом понятия являются объективные законы  коммунистической революции; единичный момент понятия  - это есть совокупность  объективных исторических условий. Таким образом,  полаганием социализма является  материальная  социальная реальность в форме революции, определяющая содержание социализма.  К сожалению,  гегелевская категория «полагание» не используется в марксистской философии.

Абсолютное отрицание  исходного целого  полагает  как  тождество (одинаковость) тезиса с целым, так и различие (неодинаковость) антитезиса  с начальным целым. Таким  образом,  в синтезе конечных понятий  отражается внутреннее самодвижение содержания.

«Снятие»

- вторая сторона абсолютного отрицания есть преодоление всех положенных определений. Снятие (нем. Aufheben), преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности.  Указывая на двоякий смысл термина Aufheben (сохранить, удержать и в то же время устранить, прекратить, положить конец)[9][1, 97], Гегель подчёркивал, что снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития.  Снимая содержание тезиса и его противоположности – антитезиса, начальное  содержание целого  обогащается в развитии и получает статус новой целостности.

«Отрицание отрицания»

 - дополнительное правило  вывода, осуществляющее процесс снятия.  Процесс отрицания тезиса и   отрицания антитезиса  позволяет получить синтезированный результат абсолютного отрицания в новой категории. Заметим, что снятие антитезиса, так же играет роль абсолютного отрицания, так как снимает всё внутреннее содержание (в антитезисе уже было снято содержание тезиса).

«Абсолютное отрицание»

 Особое внимание  необходимо уделить  категории, абсолюта, бесконечного, так как диалектика есть мышление в бесконечных (абсолютных) понятиях. Всё это непривычно, по сравнению с традиционным подходом понимания диалектики. Анализ показал, что одной из причин  гибели СССР было то, что  КПСС отказалась не только  от ядра марксизма – коммунистической революции, но игнорировала  метод марксизма -  диалектику [Аналитические статьи Головина]. М.И.Белоногов в проанализировал  и оценил диалектику  Гегеля    с позиции категории «бесконечного» [3].  Повторим  некоторые выводы из анализа  абсолюта - бесконечного, сделанные М.И.Белоноговым:

·       При чтении современной философской литературы, как и при просмотре форумов, бросается в глаза полное отсутствие интереса философов к понятию бесконечности. Хотя это понятие является для философии центральным. Не интересоваться природой и формами бесконечного – значит, не интересоваться ни Абсолютным, ни мышлением, ни вообще философией…

·       Где у Гегеля “бесконечное понятие”?

Я часто использую термин “бесконечное понятие”. И просто поразительно, что этот термин до такой степени неизвестен! Ни у Фейербаха, ни у Маркса или Ленина, ни у Ильенкова мы его не видим. А ведь это – альфа и омега гегелевской философии. Просто полистам “Науку Логики” и увидим такие фразы:  “…ПОНЯТИЕ ЕСТЬ ФОРМА АБСОЛЮТНОГО, которая выше бытия и сущности”.

·       “Только Кант определенно выдвинул различие между рассудком и разумом и установил это различие следующим образом: рассудок имеет своим предметом конечное и обусловленное, а РАЗУМ — БЕСКОНЕЧНОЕ И БЕЗУСЛОВНОЕ”.

·       “…ПОНЯТИЕ следует рассматривать как форму, но как БЕСКОНЕЧНУЮ, ТВОРЧЕСКУЮ форму, которая заключает в самой себе всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником”.

·       “…дефиниция абсолютного, которую мы даем здесь, гласит: АБСОЛЮТНОЕ ЕСТЬ ПОНЯТИЕ. При этом следует, разумеется, понимать ПОНЯТИЕ В ДРУГОМ И ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ, чем тот, в котором его понимает рассудочная логика, рассматривающая понятие лишь как в себе бессодержательную форму нашего субъективного мышления”.      В “Феноменологии Духа” Гегель пользуется термином “бесконечное суждение”. Но “бесконечное понятие” мне кажется более удачным оборотом речи. В чем смысл бесконечного понятия? Одним из таких понятий является понятие “материя”. Материя есть то, вне чего ничего нет. Она есть субстанция, и, как показал Спиноза, субстанция может быть только одна. Она есть причина самой себя. Объект и субъект одновременно. Это значит, что понятие “материя” не может быть выражено через какие-то, вне нее лежащие сущности. Оно выразимо только через самое себя, как через другое самого себя. Это требует дополнительной логической операции, которую Гегель называет “абсолютное отрицание” или “абсолютная негация”. Тем самым, бесконечное понятие есть понятие, отрицание которого остается в нем самом. Или: отрицание бесконечного понятия совпадает с самим этим понятием. Меняется лишь его форма, но не оно само. Так же, как взрослый человек есть отрицание ребенка, но в то же время, он есть продукт становления этого ребенка»[10].

Гегель резюмировал алгоритм  диалектики в предисловии «Науки логики» так: «Рассудок дает определения и твердо держится их; разум же отрицателен и диалектичен, ибо он обращает определения рассудка в ничто; он положителен, ибо порождает всеобщее и постигает в нем особенное. Подобно тому как рассудок обычно понимается как нечто обособленное от разума вообще, так и диалектический разум обычно принимается за нечто обособленное от положительного разума. Но в своей истине разум есть дух,который выше их обоих; он рассудочный разум или разумный рассудок. Он есть отрицательное (das Negative), то, что составляет качество и диалектического разума, и рассудка. Этот дух отрицает простое (das Einfache) и тем самым полагает определенное различие, которым зани- мается рассудок; он также разлагает это различие, тем самым он. диалектичен. Однако он не задерживается на этом нулевом результате, а выступает в нем и как нечто положительное, и, таким образом, восстанавливает первоначальное простое, но как всеобщее, которое конкретно внутри себя. Под конкретно всеобщее не подводится то или другое данное особенное, а в указанном процессе определения и в разлагании его уже определилось вместе с тем и особенное. Это духовное движение, дающее себе в своей простоте свою определенность, а в ней — и равенство с самим собой, это движение, представляющее собой, стало быть, имманентное развитие понятия, есть абсолютный метод познания и вместе с тем имманентная душа самого содержания. — Я утверждаю, что философия способна быть объективной, доказательной наукой лишь на этом конструирующем себя пути»[11]. [1,6-7]

Прокомментируем это  гегелевское описание метода диалектики как алгоритма круга (спирали) познания:

1.     «Рассудок дает определения и твердо держится их».

Это  категории триады, конечные понятия, тезис и антитезис. Так в наличном бытии – это качество как реальность и качество как отрицание. На примере социализма: качество как реальность – коммунистически организованный капитализм; качество как отрицание –  социализм  как снятие классов.

2.     «разум же отрицателен и диалектичен, ибо он обращает определения рассудка в ничто».

Речь идёт об абсолютном отрицании абсолюта, бесконечного – исходной категории, результатом такого отрицания целого является  деление  бесконечного на два конечных понятия: тезис и антитезис. В каждом шаге диалектики, присутствуют два полюса снятого начала: бытие и ничто. Диалектика  отражает движение  от бытия к ничто, и наоборот , от ничто к бытию посредством переходов в сфере бытия, и рефлексией в сфере сущности. Так отрицая в сфере  бытия  целое ( абсолютное отрицание), форма  целого превращается в «ничто», меняет свою форму, становясь конечным.

3.     «он положителен, ибо порождает всеобщее и постигает в нем особенное».

Конечное (тезис и антитезис)  в двойном отрицании , превращает свою конечность в «ничто», меняет свою форму сохраняя своё содержание, возвращаясь назад  к первоначальному целому – бесконечному. Движение от начала  к началу и завершает круг познания, и образует  философское бесконечное, как отражение принципа субстанции «замыкания на себя». Однако это не совсем круг, а точнее спираль, так как возвращение назад происходит с обогащённым содержанием  абсолютного и относительного отрицания. В сфере наличного бытия  возвращение  идет не к начальному определенному (снятием ничто и чистого бытия) бытию, а к новой категории сферы бытия (качества)- к нечто. На примере социализма, его нечто, обогащённое снятием  коммунистически организованного капитализма (реальность в статике) и снятием (отрицания реальности - снятия классов), нечто есть  социалистическая норма. Социалистическая норма отражает устойчивость и изменчивость в социализме, сохраняя соотношение элементов (коммунизма и капитализма) и изменяя их пропорцию в прехождении капитализма и увеличении «полноты» коммунизма  не только в надстройке, но главное, в базисе. Базисные изменения отражают закономерный переход частных форм собственности в социалистический уклад.

Здесь гегелевское особенное во всеобщем и есть  устойчивость и изменчивость нечто.

4.     «Подобно тому как рассудок обычно понимается как нечто обособленное от разума вообще, так и диалектический разум обычно принимается за нечто обособленное от положительного разума. Но в своей истине разум есть дух, который выше их обоих; он рассудочный разум или разумный рассудок».

Понятно, что в триадах  нельзя разорвать конечное (рассудочное) и бесконечное (разумное),  так как они являются  противоположностями. Разум и рассудок постоянно перетекают друг в друга, составляют «промежуточные звенья» перетекания (марксизм), единство того и другого. Конечное и бесконечное  «замыкаются на себя», но есть нечто - метацелое, которое и заставляет их вращаться по кругу (спирали). В философии метацелое - это сама субстанция, как всеобщее основание всего внутреннего содержания. Этот высший разум Гегель назвал Духом, в другом месте Гегель назвал этополагающая определенность, или  понятие  (всеобщее, особенное, единичное).

5.     «Он (дух) есть отрицательное (das Negative), то, что составляет качество и диалектического разума, и рассудка. Этот дух отрицает простое (das Einfache) и тем самым полагает определенное различие, которым занимается рассудок; он также разлагает это различие, тем самым он диалектичен».

На  философском языке материалиста это означает, что нет ничего в мире кроме материи – субстанции, которая сама в своей целостности  никуда не движется, вечна во времени и бесконечна в пространстве. То есть, с внешней стороны у материи нет ни движения, ни времени, ни пространства, она есть абсолют. Материя как субстанция – абсолют есть  тот предел, за которым категории философии  нашего мира не работают.  Переход с внешнего на внутренний уровень материи происходит в результатеабсолютного отрицания.  Материя на внутреннем уровне приобретает  один атрибут – движение. И здесь уже  утверждаем, что нет ничего в нашем мире кроме движущейся материи, или материального движения. Движение есть  единство бытия и небытия (ничто), что Гегель определил  как начало. С этого момента действует  сфера диалектического разума и рассудка. Движение порождает  время и пространство. Сущность (первопричина) времени и пространства одна и та же – это есть движение. Сферой разума  становится  диалектика, которая отражает движение в мышлении. Сфера  рассудкаполагает определенное  различие в движении, две его  противоположности (пространство – тезис, и время – антитезис).

Из герменевтики  идет утверждение:  «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху» (Гермес). Данная структура работает  на каждом шаге диалектики как фрактал[12]. Так возникает иерархия триад, принятая в содержании (оглавлении) «Науки логики».

6.     «Однако он не задерживается на этом нулевом результате, а выступает в нем и как нечто положительное, и, таким образом, восстанавливает первоначальное простое, но как всеобщее, которое конкретно внутри себя. Под конкретно всеобщее не подводится то или другое данное особенное, а в указанном процессе определения и в разлагании его уже определилось вместе с тем и особенное».

Двойное отрицание тезиса и антитезиса, есть уже нечто положительное, возвращение назад  к первоначальному простому (абсолюту, всеобщему, понятию…), которое внутри себя конкретно, обогатило своё содержание  тезисом (пространство) и антитезисом (изменениями во времени). Гегель пишет, что «под конкретно всеобщее не подводится то или другое данное особенное». Всеобщее сохраняется на всех этапах эволюции понятия, только проявляет себя в разных категориях. Всеобщее  соотносится с тезисом и антитезисом не как род и вид, а как всеобщее и его определенность (отрицанием), то есть особенное. Так в отношении  социальной реальности, вособенном снимается пространство и время, что выражается в исторических закономерностях.

7.     «Это духовное движение, дающее себе в своей простоте свою определенность, а в ней — и равенство с самим собой, это движение, представляющее собой, стало быть, имманентное развитие понятия, есть абсолютный метод познания и вместе с тем имманентная душа самого содержания».

Это итог   понимания диалектики как абсолютного метода ибо «метод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания»[35].  Простота метода свелась к отражению   внутреннего самодвижения содержания в форме триад. Определенность содержания  понятия наполняется содержанием триад (по логикеопределенности: небытие/триад/ принятое в бытие как конкретное целое в форме бытия…) При этом всеобщий момент понятия  сохраняется от начала до конца эволюции понятия (положенная определенность). Вся определенность понятия означает  конкретизация его  трёх моментов  (всеобщего, особенного и единичного). Диалектика  есть истинный  метод  монизма, где понятие (субъективное) отражает форму   внутреннего самодвижения содержания (объективное). Эта неразрывная сплетённость   понятия и содержания (предмета), порождает  объективную субъективность, или диалектический объект, со стороны объекта (предмета), и субъективную объективность, или  бесконечное понятие, со стороны субъекта.

Таков, на мой взгляд,  алгоритм диалектики, включающий в себя семь последовательных шагов.

Литература и ссылки

1.     И.А.Ильин « Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», Т-1, 1918

2.     Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.

3.     АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА http://www.gym075.edusite.ru/algoritm.html

4.     М.И.Белоногов  Философское эссе. http://kommunika.ru/?p=176


[1] И.А.Ильин « Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», Т-1, 1918.// С.18.

[2] Такое мнение можно встретит даже на форуме КПРФ. http://www.kprf.org/showthread-t_21436.html

[3] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с//с.35

[4] http://www.gym075.edusite.ru/algoritm.html АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА

[5] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с//с.35

[6] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с//с.36.

[7] М.И.Белоногов  приводит аналогичную логику  понимания абсолюта на примере  материи//.Философское эссе. http://kommunika.ru/?p=176

[8] Там же.

[9] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.//с.97.

[10] Философские эссе http://kommunika.ru/?p=176

[11] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М: Изд-во «Мысль»,1998. -1072 с.// с.6-7.

[12] Более формально, фрактал определяется как порождающий систему элемент

Share this post for your friends:
Friend me:

Алгоритм диалектики: 20 комментариев

  1. 7. «Это духовное движение, дающее себе в своей простоте свою определенность, а в ней — и равенство с самим собой, это движение, представляющее собой, стало быть, имманентное развитие понятия, есть абсолютный метод познания и вместе с тем имманентная душа самого содержания».

    ========================
    Отсюда - фундаментальный вывод:
    Диалектика Гегеля работает в области духовной деятельности, сферах ума, рассудка, разума.
    .
    И , стало быть , следует ещё установить её применимость в области , где нет субъектов, наделённых такими духовными свойствами ( Ленин : надо бы довести категорию материи до субстанции),
    Скажем, доказать наличие Высшего (Мирового) Разума, присущего материи, Вселенной ...

    Либо напротив, доказать, что открытое внас Гегелем духовное движенин - есть ипостась (форма, отражение, отображение ...) жизни материи , вовсе не оборудованной таким Высшим Разумом ( за ненадобностью).
    Грубо говоря, нам для выживания нужен ум-рассудок-разум, а вот материи - вовсе не обязательно.

    Есть и третий, так сказать, телеологический вариант.

    У материи, Вселенной, нет цели.
    Точнее ,не было, пока на Земле и прочих планетах не возникли бактерии и прочая жзинь, у которой цель есть .
    То есть , пока не возникло
    Слово Ивана Благовеста.
    Сначала в форме ДНК, позднее - диалектики Гегеля , марксизма, учения Белла, деятельности "Коммуники" , а теперь - революции в Новороссии.

    И теперь у Вселенной, материи есть цель:
    выжить, не схлопнуться через 20-200 млрд лет.
    И уже поступают некоторые инженерные соображения , как ей этого избежать.
    http://kommunika.ru/?p=10359 Новороссия – фактор Вселенского масштаба (3)

    Избежать приговора Гегеля:
    всё рождённое обречено на гибель.

    • Осмелюсь высказать свое мнение к выводу Шерри.
      Первое, о субстанции, пугает. Выводя сущность материи, не уподобимся немцам? Как у Гете, в "Фаусте"
      И у немцев есть ступень
      Высшего паренья;
      Это брокенская сень
      На заре весенней.

      От материального к духовному.
      Возможно и строили мы социализм, пытаясь, в первую очередь, дать людям материальное, от чего будущие поколения воспарят, но высшая ступень русских, да и некоторых других ментальностей, все-таки духовное, т.е. Бог, мечта о социализме и любая другая высшая цель, как первопричина. И, как раз теперь, у многих есть такая, русская "ступень паренья", многие еще помнят СССР.
      От духовного путь к материальному. Социализм в головах перенести в социализм на деле.
      Тогда человек - сам бог, человек - как сущность Вселенной.
      Второе, скорее сейчас - бабки, и плевать, что кроме денег есть что-то еще.
      Третье, если понял, акциденция. Почему бы и нет. Вывести высшую цель, что может быть лучше, но тогда противостояние со всем остальным миром, с первым в выводе и вторым. Поправьте, если ошибся в предположении.

      • И, как раз теперь, у многих есть такая, русская “ступень паренья”, многие еще помнят СССР.
        От духовного путь к материальному. Социализм в головах перенести в социализм на деле.
        Тогда человек – сам бог, человек – как сущность Вселенной.
        ==========================
        Если правильно понял,то способность суждения Канта Вы не учли.
        --------------------------------------------
        Тогда человек – сам бог, человек – как сущность Вселенной.
        -------------------------------------------------
        Спорить не буду, но я материалист и понимаю иначе Материя ( а не человек) - сущность вселенной.
        Объяснял анархистам разных мастей , отрицающих закономерность социальной формы материи.
        Речь о сложной гегелевской категории "социализм как бытие в нем" См. Ниже.

        • Бытие социализма в нем как единство коммунистически организованного капитализма и снятие отрицания утопического социализма означает, что каждое положение научного социализма имеет достаточное основание в исторических закономерностях и законах коммунистической революции:
          1. Сама историческая форма социализма определяется материалистическим пониманием истории (законы субстанции: функционирование и развитие, формация и революция).
          2. То что, умирание и загнивание капитализма началось в ХХ веке, что является началом перехода к коммунизму (социализм), обосновано законами развития капитализма (К.Маркс « Капитал»).
          3. В какой группе стран должен начаться переход обосновывается законом очередности революции (основной закон, закон суммы эксплуатации).
          4. Структура социализма как социалистическая норма определяется законом забегания революции.
          5. Возникновение других вариантов социализма объясняется законом суммы эксплуатации, в частности появление социал-демократической модели социализма.
          6. Переход частных форм собственности в общественную (на первом этапе государственную) собственность идёт через монопольную форму организации (по закону мимолётности последнего звена исторического периода).
          7. Снятие классов осуществляется посредством реализации исторической функции коммунистической революции (закономерность симметрии истории).
          8. И т.д.
          В целом, следует сказать, что на сегодня марксизм является единственной научной общественной теорией, что отличает его от всех других учений, включая анархистов, либералов, социал-демократов и т.п. Вся современная критика марксизма не имеет достаточного основания.

      • Материал из Википедии: «Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе, под-лежащее) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое
        Монизмподразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом».

        - Гегель объединил субстанцию и акциденцию в единство противоположностей.

        • Спасибо, ЛАС, pol_nick. Не, ну вот я темный. Понял, теперь сходится. Просто раньше считал монизмом дуализм, с большей степенью духовного или наоборот материального, а оно вот как. Диалектика. Я понимаю это, в теории. Практика, как с ней быть? СССР рухнул получается или процесс движения продолжается? Тогда диалектику и наблюдаем или наблюдали пустую теорию неудачно воздвигнутого социализма. Ладно СССР, прошу прощения, если устроил здесь заваленку, вот такой пример: театр, дуализм из историчности костюмов и творческой задумкой режиссера. Условие - нельзя напутать с исторической стороной и превратить все в скучные декорации без хорошей игры актеров. На практике нет монизма, т.к. либо-либо. Как лучше? Думаю лучше выбрать творчество и отбросить историю, но снова монизм в теории. Так и во всем. Дуализм?

          • балканский гость
            04.12.2014 в 4:55 | В ответ на pol_nick.
            Спасибо, ЛАС, pol_nick. Не, ну вот я темный. Понял, теперь сходится. Просто раньше считал монизмом дуализм, с большей степенью духовного или наоборот материального, а оно вот как. Диалектика. Я понимаю это, в теории. Практика, как с ней быть? СССР рухнул получается или процесс движения продолжается.

            Думаю, никуда не делся.
            Его пытаются вот уже с чверть века похоронить,
            а в резущлтате - Таможенный союз, ЕврАзЭС, БРИКС , куад с пол-планеты стягивается. И ещё клиенты просятся...
            СССР рухнул , потому что не смог переделать гос-кап в соц в рамках 1/6 части суши ( Сталин: теории нет) .

            Теперь ту теорию строит "Коммуника" .
            И , как полагаю, нулевой цикл той стройки уже в завершении.
            ЛАС уже строит стены.
            ( Шерри копается под фундаментом, дабы укрепить навсегда, чтобы не расплылся, как под СССР)
            И крышу уже изготовили: Гегель, Белл, МИБ .

  2. Cherry 3 Декабрь 2014 в 18:23:

    7. «Это духовное движение, дающее себе в своей простоте свою определенность, а в ней — и равенство с самим собой, это движение, представляющее собой, стало быть, имманентное развитие понятия, есть абсолютный метод познания и вместе с тем имманентная душа самого содержания».

    ========================
    Отсюда – фундаментальный вывод:
    Диалектика Гегеля работает в области духовной деятельности, сферах ума, рассудка, разума.
    .
    И , стало быть , следует ещё установить её применимость в области , где нет субъектов, наделённых такими духовными свойствами ( Ленин : надо бы довести категорию материи до субстанции),
    Скажем, доказать наличие Высшего (Мирового) Разума, присущего материи, Вселенной


    ===================================================
    Женя я это понял по-своему.

  3. Извиняюсь, не так скопировал.
    -----------------------------------------------------------
    Диалектика Гегеля работает в области духовной деятельности, сферах ума, рассудка, разума.
    -------------------------------------------------------------------------------------------
    У Гегеля везде от пяток до макушки монизм, единство субъекта и объекта. Я выписал , что есть со-знание, мышление, чистое знание и т.д. по -Гегелю.
    Ум -это ум материи.
    Рассудок - это рассудок материи.
    Разум - это разум материи.
    И мы не можем выходить за пределы материи и отдельно размышлять об уме, рассудке и разуме без материального наполнения.

  4. Либо напротив, доказать, что открытое внас Гегелем духовное движенин – есть ипостась (форма, отражение, отображение …) жизни материи , вовсе не оборудованной таким Высшим Разумом ( за ненадобностью).
    Грубо говоря, нам для выживания нужен ум-рассудок-разум, а вот материи – вовсе не обязательно.
    =======================================================
    Что-то вспомнилось , что самые известные физики открывая закономерности материи , не могли объяснить удивительную гармонию и порядок материи, объясняли это Богом.
    Закономерности материального мира и есть -его ум, рассудок и разум.
    Целостность материи всё это определяет.
    Женя посмотри, какую удивительную мысль напомнил нам Михаил из Канта. Ильенков Канта поставил на первое место, когда объяснял, что есть УМ , Раз-УМ. - это способность суждения. Если субъект суждения единичное , а предикат - общее. То ум есть способность соединять единичное с общим. В материи порядок . гармония, когда единичный факт объясняется ОБЩИМ - закономерностью. Так что у материи свои МОЗГИ
    ------------------
    А так я с тобой согласен.

  5. Избежать приговора Гегеля:
    всё рождённое обречено на гибель.
    -----------------------
    Космология Ильенкова по этой логике и написана.

  6. ЛАС
    3 Декабрь 2014 в 22:46:
    2. То что, умирание и загнивание капитализма началось в ХХ веке, что является началом перехода к коммунизму (социализм), обосновано законами развития капитализма (К.Маркс « Капитал»).

    ====================
    А то и ещё раньше.
    Ведь Манифест Коммунистической партии 1848 года возник не (только) из досужего Карло-Марлова ума , а именно из того факта тоже, что уже тогда капитализм был подготовлен к переходу в социализм-коммунизм.

    Более того: диалектика Гегеля воникла на рубеже 18-19 вв именно по той причине, что капитализм полным ходом летел в тупик самоотрицания.

  7. ЛАС 3 Декабрь 2014 в 22:36:
    Избежать приговора Гегеля:
    всё рождённое обречено на гибель.
    ———————–
    Космология Ильенкова по этой логике и написана.

    ========================
    Ага ,
    и если у человечества есть цель,
    то вот она : спасти Вселенную от коллапса Фридмана ( анти-БВ) .
    И как это сделать , уже примерно ясно .
    Чем щас и заняты товарищи из Новороссии .
    Правда , пока ещё сами об этом не подозревают.
    http://kommunika.ru/?p=10359 Новороссия – фактор Вселенского масштаба (3)

  8. ЛАС 3 Декабрь 2014 в 22:10:
    Извиняюсь, не так скопировал.
    ———————————————————–
    Диалектика Гегеля работает в области духовной деятельности, сферах ума, рассудка, разума.
    ——————————————————————————————-
    У Гегеля везде от пяток до макушки монизм, единство субъекта и объекта. Я выписал , что есть со-знание, мышление, чистое знание и т.д. по -Гегелю.
    Ум -это ум материи.
    Рассудок – это рассудок материи.
    Разум – это разум материи.
    И мы не можем выходить за пределы материи и отдельно размышлять об уме, рассудке и разуме без материального наполнения.

    =========================
    Нет, Лёня,
    Думаю, не так.
    Ибо сильно попахивает Гегелевской мистикой.
    Конечно, в ней нет особого греха. Просто пока нет достаточных оснований подозревать наличие у материи ума, рассудка и разума, подобных нашим.
    Потому что у нас это- свойства (только) живой материи , у которой есть

    А. Цель ( выжить самому и дать жизнь потомству).
    И тут сразу же вопрос: а есть ли (аналогичная и вообще ) цель у Вселенной, галактик, звёзд, электрона ?

    Б. Средства её достижения (ДНК, белковые тела, скелеты, стадо, косяк, машины, общество и всё такое...).
    Тот же вопрос: а наблюдаем что-либо подобное у Вселенной, электрона ?

    В. Практически полная
    (на миллиарды лет и сотни миллионов парсек в округе)
    парализация по-Гегелю противоположных моментов (бытие и ничто) в том единстве-становлении , которое мы называем Космосом ( Вселенной).

    И вот эту вот совершенную , детальную,
    на все обозвримые нами времена и расстояния парализацию
    мы и воспринимает , как проявление разума Вселенной .
    Как у Гегеля: всё действительное - разумно, ...
    В астрофизике и космологии это называют антропным принципом : Вселенная как будто специально сделана именно так, чтобы нам в ней было комфортно жить.
    Как у Гегеля: ... (но и) всё разумное - действительно).

    • Согласен.
      Только всё действительное ДЕЙСТВУЕТ под влиянием своей сущности ( разумное). В дикой природе - это закономерности.

  9. ЛАС 3 Декабрь 2014 в 22:34:
    Либо напротив, доказать, что открытое внас Гегелем духовное движенин – есть ипостась (форма, отражение, отображение …) жизни материи , вовсе не оборудованной таким Высшим Разумом ( за ненадобностью).
    Грубо говоря, нам для выживания нужен ум-рассудок-разум, а вот материи – вовсе не обязательно.

    ==================================
    что-то вспомнилось , что самые известные физики открывая закономерности материи , не могли объяснить удивительную гармонию и порядок материи, объясняли это Богом.
    Закономерности материального мира и есть -его ум, рассудок и разум.
    Целостность материи всё это определяет.
    Женя посмотри, какую удивительную мысль напомнил нам Михаил из Канта. Ильенков Канта поставил на первое место, когда объяснял, что есть УМ , Раз-УМ. – это способность суждения. Если субъект суждения единичное , а предикат – общее. То ум есть способность соединять единичное с общим. В материи порядок . гармония, когда единичный факт объясняется ОБЩИМ – закономерностью. Так что у материи свои МОЗГИ.
    ========================

    Не факт , Лёня.
    Нет оснований исключать, что промыслу (Высшего, Мирового, Вселенского, Божественного и тп ) Разума мы просто приписываем очень (исключительно ?)удачное для нашего (живого) бытия стечение случайных обстоятельств в некоторой области Вселенной на некотором (и достаточно продолжительном !) интервале времени.

  10. Спасибо, Шерри, насчет СССР я так и догадывался, скачем по кочкам, которые раз в сто лет. Надеюсь больше таких, уничтожительных, времен не будет у следующих поколений, после восхождения кривой социализма. Ну теперь мне, наконец-то, ясно и насчет монизма, теории. Буду избегать дуализма, хотя бы в теории, так что все, только диалектика. Вопрос был, действительно, не разрешимый для меня, дуализм мешал.

    • Чуть добавлю к ответу Евгения.
      СССР рухнул , потому что не смог переделать гос-кап в соц в рамках 1/6 части суши ( Сталин: теории нет) .
      ================================
      СССР возможна была единственной моделью способной выжить в капиталистическом окружении. СССР выскочил из теории, так как был мобилизационной моделью. Интересные аналитические статьи Головина/Плотника (здесь размещено на Коммунике), показали, что необходимо сделать сторонникам социализма, чтобы вернут, во первых, социализм, а во вторых, вернуть социализм в ТЕОРИЮ ( озабоченность Сталина).
      Первое
      Освоить метод - ДИАЛЕКТИКУ, которую утратили и в КПСС и в КПРФ,
      Второе
      Возвратиться к теории марксизма, которую утратила как бывшая КПСС, так и действующая КПРФ. Теория марксизма есть теория КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,

  11. Многообразие и единство определений социализма?

    Уважаемые оппоненты!
    Поставил перед собой задачу:
    1
    Проанализировать ваши ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА с позиции определений формальной и диалектической логики.
    2.
    Соотнести эти определения с вашими ответами опроса по НЭПу.
    3.
    Сделать сравнительный анализ определений ( общее и единичное).

    Понятно, что вы эти определения ,.
    Но просьба, если не затруднить , озвучить свои определения ещё раз ( можно без комментария, можно с комментарием).
    Спасибо.
    С уважением, ЛАС.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>